Чтобы узнать, как выбирать микрофон, сначала нужно понять, зачем он вам нужен - записывать видеоролики, петь на сцене или вести подкасты. Здесь мы расскажем о том, какие разновидности микрофонов можно встретить и чем они отличаются.
Какие бывают микрофоны
- Студийные - такие микрофоны предназначены для записи звука в студии или дома. Они бывают и большие, и небольшие. Именно на такие микрофоны пишутся аудио дорожки для фильмов и музыкальных альбомов. Аналогично, их используют блогеры и стримеры. Чаще всего они подключаются через провод USB или 3.5 мм джек.
- Концертные - этот вид микрофонов используется во время живых выступлений. Микрофоны бывают как проводными, так и беспроводными, включаются в усилитель и нередко имеют рукоятку. Эти микрофоны также часто крепятся на стойке.
- Репортерские - к этому типу относятся как небольшие петличные микрофоны, так и бум микрофоны, которые крепятся на записывающее устройство.
- Гарнитуры - это встроенные микрофоны, которые совмещены с наушниками, например в Apple AirPods. Конденсаторный микрофон подходит для съемок в хорошую погоду.
Принцип действия
Есть несколько принципов работы микрофонов:
- динамический;
- конденсаторный;
- угольный;
- оптоакустический;
- пьезоэлектрический.
Но распространены лишь два первых, поскольку остальные отличаются низким качеством записи.
Динамические микрофоны включают небольшой электрогенератор, который состоит из диафрагмы - специальной пластинки, голосовой катушки и магнитов. Звук заставляет диафрагму и катушку колебаться, а колебания вызывает появление переменного тока. Этот тип микрофонов надежный, а конструкция позволяет им работать в различных условиях.
Динамические микрофоны ловят громкие и сильные звуки и перегрузить их почти невозможно. Выбирайте их для живых выступлений и концертов.
Конденсаторные микрофоны работают за счет пластины, колеблющейся от звука. Она вызывает колебания заряда на конденсаторе, что приводит к записи звука. Такие микрофоны меньше по весу и размеру, а звучание их более точное, чем у динамического. Конденсаторные микрофоны требуют тепличных условий для работы, а диапазон обрабатываемых частот ниже, чем у динамических. Также, встроенная в микрофон электроника добавляет во время записи шум, что особенно заметно в дешевых моделях.
Конденсаторные микрофоны - выбирайте их для использования в студиях, концертных залах и театрах.
Направленность
Еще один важный момент - это направленность микрофона. Она отражает чувствительность микрофона, в зависимости от расположения источника звука.
- Однонаправленные микрофоны наиболее чувствительны к звуку с одного направления. Они чаще всего имеют кардиоидную диаграмму направленности, по форме напоминающую сердце. Угол работы такого микрофона составляет около 130°.
- Двунаправленные микрофоны одинаково хорошо ловят звук спереди и сзади и не ловят звук по бокам. Диаграмма их называется "восьмеркой".
- Всенаправленный микрофон одинаково ловит звук вокруг по сферической диаграмме. Подходят для записи видео о природе и видеотуров. Пример работы всенаправленного микрофона - отлично записанная атмосфера города.
Чувствительность и частоты
Чувствительность микрофона отображается в децибелах (Дб) или милливольтах на Паскаль (мВ/Па). Отрицательные и низкие показатели в децибелах означают меньшую чувствительность. Низкое значение мВ/Па также означает, что чувствительность небольшая.
Но чувствительность не равна качеству записи, все зависит от того, что и где вы планируете записать. Например, на камерном концерте или в студийном интервью лучше использовать высокую чувствительность, а на шумной улице - низкую.
Уровни звукового давления, или УЗД, тоже измеряется в Дб и отражает максимальную силу звука, которую воспринимает микрофон. Среднее значение составляет 100 дБ, высокое - 130 дБ.
От диапазона воспроизводимых частот зависит, насколько естественным будет звук на записи. Вокал и музыкальные инструменты требуют диапазона от 40-50 Гц до 15 000 Гц, хотя для басовых инструментов рекомендуется выбирать 20-30 Гц. Для записи речи достаточно 80-10 000 Гц. И для этих целей прекрасно подойдет петличный проводной микрофон, диапазон которого составляет 20-20 000 Гц.
Это больше среднего рекомендованного, и это означает, что микрофон не будет перегружаться при громких звуках. Голос останется чистым, даже если мимо проедет машина или в небе пролетит вертолет.
Разъемы микрофонов
Для подключения микрофона к усилителю или устройству записи используют несколько видов разъемов.
- Jack (джек) бывает нескольких видов: стандартный 6.3 мм, мини-джек 3,5 мм и микро-джек 2.5 мм. Стандартный используется в некоторых видах профессионального музыкального оборудования, мини-джек используется для компьютеров и пользовательских устройств (колонок, плееров, смартфонов), а микро - для портативной техники (петличек и некоторых видов наушников).
- XLR - это профессиональный разъем, который можно встретить на концертных микрофонах, он используется для подключения к усилителю.
- USB разъем используется для домашней техники и подключения к компьютеру.
С разъемами можно использовать переходники, которые часто включаются в комплект.
Дополнительные параметры
- Сигнал/шум - показатель искажения, чем значение выше, тем меньше искажается звук. Стандартная величина 65 Дб, в профессиональной технике значение может превышать 70 дБ. Но современные микрофоны иногда предлагают расширенные характеристики.
- Радиус действия или длина кабеля важны в зависимости от назначения микрофонов.
- Материал корпуса, это чаще всего металл или пластик. Металл более тяжелый, но более надежный. Пластик более легкий, но может ломаться при падениях или ударах.
- Аксессуары могут входить в комплект или продаваться отдельно. Для репортерских моделей это ветрозащита, которая бывает поролоновой и меховой. Защита из меха предназначена для сильных порывов ветра и громких внешних шумов. Поролон эффективен во время записи в помещении. Лучше всего, если в комплект входят насадки обоих типов. Благодаря этому, можно записывать разные сегменты, просто сменив ветрозащиту.
- В комплект петличных микрофонов также часто входит клипса для крепления. Для студийных и концертных устройств дополнительно можно приобрести настольные фильтры, которые не пропускают посторонние шумы, беспроводные блоки питания, усилители и стойки.
Итог
- Всегда выбирайте микрофон, в соответствии с вашими целями.
- Для влогов и интервью в хорошую погоду или в студии хорошо подойдет конденсаторный кардиоидный микрофон-петличку.
- Если вы записываете звук на улице в плохую погоду, лучше выбирать динамический микрофон-петличку.
- Для записи сольных подкастов и стримов возьмите однонаправленный настольный микрофон.
- А если вы записываете вокал, то стоит приобрести кардиоидный студийный микрофон с фильтром.